Южная часть Квебека расположена на важнейшем водном пути — реке Св. Лаврентия, обеспечивающем, особенно после реконструкции этого водного пути, доступ промышленной продукции городов Онтарио и Квебека к Атлантическому океану. Эта часть страны давно выполняет функции «ворот» иммиграции и основного пути колонизации Канады. Юг Квебека находится на 6° севернее юга Онтарио и поэтому более отдален от промышленных центров Северо-Востока США. Наряду с социально-экономическими особенностями развития ареала это обстоятельство определило относительно более низкий уровень его экономического развития, меньшее разнообразие отраслей хозяйства.

На юге района основные отрасли экономики и население концентрируются в треугольнике, основание которого располагается по границе с югом Онтарио, а вершина в устье р. Св. Лаврентия у города Квебек. Типичная черта района — резкая концентрация производства в Монреальском ареале. Кроме Монреаля выделяются также ареалы городов Квебек, Труа-Ривьер, р. Сегеней, оз. Сен-Жан, р. Оттавы. Крупнейший центр района — город Монреаль. Большой Монреаль является главным центром канадского самолетостроения, локомотивостроения, нефтеперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности (35 — 50% общеканадского производства). В пригородах Монреаля развита цветная металлургия (в частности производство меди в Ист-Монреале), нефтехимия и металлообработка. В целом же надо иметь в виду, что Монреаль не окружен таким созвездием крупных центров обрабатывающей промышленности, как Торонто. Значительную часть района, непосредственно прилегающую к Монреалю, занимают ареалы пригородного сельского хозяйства (молочнотоварные, овощеводческие, картофелеводческие фермы и фермы по откорму бройлеров).

Монреаль часто называют Парижем Северной Америки: из 2,8 млн. его жителей — почти 2 млн. франкоканадцы. Основан Монреаль в 1642 г. на левом берегу р. Св. Лаврентия, у подножия зеленого холма Монт-Ройяль (отсюда и название города). На вершине-этого (высотой 234 м) холма, занимающего господствующее положение над городом, водружено несколько монументальных крестов, символизирующих католическую веру. С холма открывается панорама огромного города с множеством парков, церквей, небоскребов (в центральной части), коттеджей, с паутиной дорожных магистралей и лабиринтов улиц. В городе много красивых мостов, таких, как знаменитый мост Жак-Картье, перекинутый через р. Св. Лаврентия и имеющий длину около 4,5 км. Большое впечатление производит расположенный главным образом на острове комплекс «Экспо-67», а также архитектурный ансамбль олимпийской деревни «Олимпиада-76».

В планировке города удачно использованы естественные террасы, ступенями поднимающиеся от берега реки к вершине холма Монт-Ройяль. Верхние террасы находятся на высоте более 60 м над ур. моря. Наиболее респектабельный жилой район Уэст-маунт построен на террасах, лежащих на высоте от 60 до 150 м. Вдоль каждой террасы тянутся ровные улицы, но поперечные улицы и переулки, соединяющие разные уровни террас, отличаются очень крутыми подъемами. Средняя терраса высотой 38 — 60 м — самая обширная, на ней расположена большая часть города. Одна из главных улиц — Шербрук— проходит вдоль нижнего края этой террасы, от улицы Блери до бульвара Пия IX, а улица Аппер-Лашин-Род пересекает ее в юго-западном направлении. На нижней террасе (на высоте 15 — 25 м) находится деловая часть города.

В Монреале сосредоточено много культурных учреждений и университетов, в том числе крупнейший франкоканадский и один из крупных англоканадских университетов. Олицетворением административных функций являются здания ратуши и двух судов. В городе много церквей: собор Сент-Джеймс на площади Доминиона, церковь Крайст-Черч, приходские церкви, самая старая из которых Нотр-Дам— уменьшенная копия знаменитого парижского собора. В Монреале расположены ведущие франкоканадские теле- и киностудии, театры и библиотеки. Оригинальностью замысла привлекают внимание многие новые архитектурные комплексы и отдельные здания города. К ним в первую очередь относятся «Хабитат» архитектора М. Сафта, «Виктория» П. Нерви и «Бонавантюр» и «Уэстмаунт Сквер» американского архитектора Мис-ван-дер-Роэ.

Монреаль — самый большой железнодорожный узел Канады, здесь самые крупные морской порт и аэровокзал. Порт состоит из двух оборудованных гаваней. Верхняя гавань защищена от быстрого течения реки молом. Железнодорожные подъездные пути, береговые разгрузочные установки и плавучие краны, склады и холодильники, элеваторы и системы зерновых конвейеров обеспечивают быструю погрузку и разгрузку судов. Вторая группа причальных пирсов находится ниже по течению. По соседству находится сухой док для ремонта судов, а значительно ниже по течению— нефтяные пирсы с расположенными около них нефтеперерабатывающими и нефтехимическим комплексами.