К северу от Сент-Джонса в Гандере на базе созданного в годы войны военного аэродрома возник крупный современный международный аэропорт, обслуживающий международные авиалинии между Европой и Северной Америкой. Два центра острова— Гранд-Фоле и Корнер-Брук — возникли в связи с освоением крупных лесных богатств района. Построенные здесь целлюлозно-бумажные заводы относятся к самым современным предприятиям отрасли. На принадлежащих английской компании «Боутер» заводах в Корнер-Брук производится около 400 тыс. т газетной бумаги в год. В целом же для острова Ньюфаундленд типичными населенными пунктами являются небольшие промышленные города и маленькие рыбацкие деревушки. Только в последние годы, согласно специальной правительственной программе, они объединяются в более компактные поселки у строящихся современных перерабатывающих предприятий. Нью-фаундлендцы — потомки старейшей в Северной Америке группы европейских переселенцев, почти не пополнявшейся за счет более поздних волн иммиграции. Их диалект английского языка и традиционные особенности быта содержат много архаизмов и существенно отличаются от языка и образа жизни жителей остальных англоязычных провинций (в Канаде широко распространены «ньюфи джоукс» — анекдоты о «простаках-нью-фаундлендцах»).

В Нью-Брансуике в силу исторических причин города несколько отличаются от городов преимущественно англоканадских частей Атлантического района. Территория современного Нью-Брансуика в XV111 — первой половине XIX в. входила в состав французской колонии Акадии. После Семилетней войны она перешла в руки англичан (1763 г.), что привело к выселению значительной части акадийцев в американский штат Луизиану. Однако попытки завоевателей полностью «очистить» Акадию от франкоканадцев не увенчались успехом и теперь они составляют 37% местного населения.

Наиболее крупные города этой части района— Фредериктон и Сент-Джон. Фредериктон — административный центр провинции расположен на реке Сент - Джон, в 140 км от ее устья. Он основан лоялистами в 1783 г. на месте французской деревушки Сент-Анн. В настоящее время город в основном выполняет столичные и торгово-распределительные функции. На склоне холма, господствующего над городом, расположен местный университет. При университете имеется широко известный в Канаде Институт лесоводства. На южной окраине города находится государственная опытная сельскохозяйственная станция. В городе работают крупные предприятия деревообрабатывающей и текстильной промышленности.

Сент-Джон — самый большой и самый старый город провинции Нью-Брансуик (114 тыс. жителей). В течение XIX в. он соперничал с Галифаксом как порт и одно время даже превосходил его по числу жителей. Гавань Сент-Джона привлекла к себе внимание еще в 1604 г., когда она была открыта французскими мореплавателями де Монтом и де Шамплейном. Она представляет собой эстуарий р. Сент-Джон, впадающей в залив Фанди. В глубине гавани расположен знаменитый «обратимый» водопад, образовавшийся благодаря уникальному сочетанию местного рельефа и самого высокого (18 м) в мире прилива в заливе Фанди. Река, текущая между двумя скалистыми стенами высотой около 30 м, сужается примерно до 110 м. Во время отлива она вытекает из этой теснины бурным потоком, низвергаясь с пятиметровой высоты. Во время прилива вода в гавани подымается выше уровня воды в реке за тесниной, и тогда падение воды происходит в обратном направлении.Оба берега гавани окаймлены пирсами; причалы для океанских судов расположены на западной стороне. Сент-Джон в его нынешних границах образовался в результате слияния ряда самостоятельно возникших поселений и занимает целую группу полуостровов, примыкающих к гавани. Важнейшие части города сосредоточены на центральном полуострове. Самая широкая улица — Королевская, идущая от Королевской площади к городскому рынку, служит центром торговой части города. Сент-Джон известен как центр оптовой и розничной торговли провинции. Ведущие отрасли промышленности: рафинирование сахара, вагоностроение, целлюлозно-бумажная промышленность и судостроение.